Общая информация

Ремесло и искусство

В самом словосочетании «прикладное искусство» есть что-то уничижительное. Вроде бы как это искусство уже по определению не совсем самостоятельное: оно, видимо, должно «прилагаться» к быту, верно «служить» людям.

Тарусские вышивальщицы

В самом начале 1920-х годов в Тарусе поселились две уже совсем немолодые женщины — М. Ф. Якунчикова и ее приятельница Н. Я. Давыдова. Именно они стали инициаторами создания местной артели вышивальщиц.

Калужские скульпторы

Пластические искусства не слишком любимы даже и художественно-образованной публикой — их художественный язык весьма и весьма непрост.

Калужская графика

Нынешнее состояние графического искусства в провинции — кризисное. Ценно теперь лишь то произведение, которое обладает реальной рыночной стоимостью.

Калужский контравангард

Когда на выставках стали появляться — все чаще и чаще — произведения «левых» художников, ровный поток калужского искусства взволновался и несколько замутился.

Калужские монументалисты

В Калуге и по сей день не выветрился окончательно дух старой русской провинции. Но с привычными чертами исторического города, темп жизни которого нетороплив, причудливо, а порой и диковато соседствуют приметы современного быта.

Калужский поставангард

По странному совпадению в середине семидесятых годов в Калугу почти одновременно приехали художники П. П. Козьмин, М. Д. Мантулин, Г. К. Табаков и В. Гальс.

Реализм и идеализм

Ныне все труднее становится пользоваться привычным термином — «реализм».

«Дух проникаемый»

«Мысль — это дух проникающий, мечта — это дух проникаемый», — говорил Пьер Реверди. Пожалуй, в живописи это наблюдение находит наиболее наглядное подтверждение.

Социальный реализм и «ритм тысячелетий»

Ранние работы В. В. Животкова были весьма романтичны и патетичны. А еще ощущалась в них некая надмирность: самая среда, внутри которой пребывали запечатлеваемые люди и вещи, была возвышенно прекрасной.

Навсегда молодые

Семидесятые годы были, пожалуй, самими благополучными в истории провинциального российского искусства.

Живописный реализм

Нынешнее среднее поколение калужских художников сформировалось и обрело свои принципы в ту пору, когда хрущевскую «оттепель» уже начинали сменять «заморозки», и много поработало в тишайшие «застойные» годы.

Иосиф Павлишак

Вряд ли есть смысл распределять художников по рангам, определять лидеров и аутсайдеров — «гамбургский счет», конечно же, и возможен, и даже неотвратим, но подводят его не современники, а потомки.

Портретная живопись

Искусство портрета ныне явно выходит из моды. Если, конечно, не принимать во внимание те поделки, которые создаются многочисленными кичменами — от уличных живописцев до некоторых «народных художников СССР».

Повествовательная живопись

Не так уж просто отделить в живописи «поэзию» от «прозы». К тому же вряд ли можно отыскать художника-реалиста, который был бы только «лириком» или только «рассказчиком».

Художники-лирики

Живопись почти во всех ее проявлениях — это особенная форма повествования. И потому может подразделяться не только на привычные «жанры» (картина, портрет, натюрморт…), но и на иного рода «подвиды»: «лирика», «новелла», «рассказ», «драма»…

Просто реализм

Казалось бы, ничего новаторского нет в живописи Е. П. Китайкина — такой безыскусно-правдивой, основательно построенной, иногда даже «по-мужицки» тяжеловесной.

Социалистический реализм и калужская живопись середины ХХ века

Еще в тридцатые годы в Советском Союзе был создан — вполне сознательно и целенаправленно — новый художественный стиль: социалистический реализм.

Калужская живопись первой половины ХX столетия

12 февраля 1899 года в залах Дворянского собрания открылась 26-я передвижная выставка. Для прославленного Товарищества передвижных выставок она была 26-й по счету.

Художественная жизнь старой Калуги

В одном из частных калужских собраний хранится старинное полотно — «Рождество Христово». Судить о художественных качествах этой работы почти невозможно, уж очень сильно руинирована живопись.