Общая информация
Иосиф Павлишак
Вряд ли есть смысл распределять художников по рангам, определять лидеров и аутсайдеров — «гамбургский счет», конечно же, и возможен, и даже неотвратим, но подводят его не современники, а потомки.
И тем не менее уже теперь можно с немалой долей уверенности сказать, что И. А. Павлишак был первостепенным и первоклассным мастером российского искусства.
Еще в сороковые-пятидесятые годы он написал великое множество этюдов — темпераментных, лучащихся светом. Ставя своей целью максимально непосредственную передачу самых мимолетных впечатлений от увиденного, он растворяет предметность в атмосферической среде. Запечатлеваемые им букеты и деревья, реки и поля кажутся составленными из «атомов» краски.Изобразительные формы слиты с окружением и единородны ему. Они словно бы возникают из шевелящейся, движущейся красочной массы. Акцентируются оптические качества изображаемого — живопись пространственна; образы воспринимаются мгновенно, разом, в зрительном единстве.
И, однако, изображения не становятся сугубо импрессионистическими — импрессионистически-призрачными. Они — весомы, живопись — материальна. Порой небо, облака, воды в картинах Павлишака кажутся не менее массивными, чем земля, деревья, строения… В возникающей на глазах у зрителя «живописной реальности» парадоксальным образом предметы обретают пространственность, а пространство — предметность.
Пожалуй, все картины Павлишака — и юношеские, и зрелые — возникали в результате естественного расширения и развития пейзажных и портретных тем: портреты типизировались, пейзажные образы обобщались — и появлялись синтетические, но тем не менее довольно конкретные образы.
А в силу этого картинные построения не воспринимаются как заранее заданные, производные от идеологических догматов и умозрительных замыслов. Основным композиционным принципом работ Павлишака становится развитие авторской мысли, ее становление. В некоторых ранних тематических картинах ей присущ еще некоторый дидактизм, однако с годами она все более углубляется в психологический и живописный материал, становясь оттого все многосложнее, индивидуальнее.
Конечно же, на протяжении жизни Павлишака несколько менялись его художнические пристрастия и ориентации, реализовывались все новые и новые темы: сельский быт, Пушкин и Калужский край, настоящее и прошлое — страны, человека… Но неизменной оставалась установка на оформление самого красочного материала, привычка говорить языком живописи.
И потому в каждом изображении важнее всего оказывается не повествование, пусть даже и высокосодержательное, а само изображение, как бы продолжающее собой личность художника. Образность обращается в особого рода художественный поступок — и живописные качества создания неотделимы от человеческих свойств создателя.