Общая информация

Реализм и идеализм

Ныне все труднее становится пользоваться привычным термином — «реализм». Самые разнообразные идеи, моды, принципы становятся ныне «содержимым» искусства, ориентированного на традиции русской реалистической школы, отчего границы его делаются все более зыбкими, все труднее определимыми.

В этом смысле знаменательна эволюция живописи Т. А. Духановой — художницы, написавшей немало вполне реалистических работ, но в последние годы все чаще стремящейся воссоздать некие «тонкие материи» мироздания.

Уже самый строй ее работ становится ныне имматериальным: красочные пятна — пространственны, как бы полупрозрачны, изобразительные объемы нередко зрительно невесомы. Изображения освобождены от всего сиюминутного, отдающего бытовыми реалиями. Возникают образы — идеальные, идеалистические. Духанова не боится изображать даже то, что в России редко когда было предметом и содержанием светского искусства: Ангельское Воинство, жизнь Небесную… Сомневаюсь, что искусству реалистического толка вообще подвластны темы и идеи религии — не католической, не протестантской, а православно-христианской. Тем не менее неоспоримо, что масштаб замыслов и исканий Духановой — очень велик…

У работ С. И. Багирова — романтический и несколько театрализованный склад. Уже его пейзажи воспринимаются как некие «сцены»: даже когда на них ничего не происходит, все равно кажется — вот-вот что-то произойдет. Обычно же они полны природных событий — ярких, эффектных: восходит или заходит солнце, вдруг освещается лучами старинный храм… Изображаются Багировым и драматические события человеческой жизни — пылкие страсти, яростные страдания: на одной из его картин — распростертая на камне покончившая с собой девушка, а в бушующем море качается лодка, а на ней — юноша, не успевший спасти свою возлюбленную…

Вряд ли можно считать вполне реалистическими и работы В. Е Лобановой: им свойственна какая-то порывистость, внутренняя напряженность, экспрессионистичность.

В полотнах В. Алексанова парадоксально сочетаются черты сугубо православного и остро-индивидуалистического мышления.

Совершенно иные образы создаются А. С. Сизовым. Но и его натурные, пленэрные пейзажи несут на себе сущностные черты художественного идеализма. Они — воплощенная духовность. Трепетные и нежные прикосновения кисти и строят формы, и дематериализуют их. Чуть глуховатые, лишенные какой-либо броскости краски кажутся почти «бестелесными», легчайшими. Эти совсем небольшие полотна исполнены гармонии и покоя — композиции уравновешены, ритмы медлительны. При всей интимности этих работ их никак не назовешь субъективистскими: малые мирки Сизова раскрыты вовне. Но не в «окружающий мир», а в какое-то иное пространство, надмирное, вечное, бесконечное.