Общая информация
Калужские монументалисты
В Калуге и по сей день не выветрился окончательно дух старой русской провинции. Но с привычными чертами исторического города, темп жизни которого нетороплив, причудливо, а порой и диковато соседствуют приметы современного быта. В послевоенные годы возникла совершенно новая Калуга — промышленная, крупномасштабная.
Старое соседствует с нынешним — и далеко не мирно. Ведь прежний калужский быт, почти полностью ушедший в прошлое, порождал эстетически ценную среду, великолепно организованные архитектурные ансамбли. Новая же Калуга не имеет еще устоявшегося архитектурно-художественного облика. Да и строения возникают часто внеобразные.
Понятно, сколь велика потребность хоть отчасти переоформить здания, художественно организовать нынешний быт. И нет, пожалуй, в Калуге ни одного опытного профессионального художника — живописца, графика, прикладника, который хоть единожды не принимал бы участия в работе по оформлению городской среды.
И все-таки, пожалуй, особенно много занимались такого рода деятельностью А. Ф. и 3. М. Тимофеевы, нередко в соавторстве с С. Морозовым. Внушительно смотрится список даже наиболее значительных работ: несколько огромных сграффито, стенописи в ресторане «Ока», в кинотеатре «Космос», в областной библиотеке, в вестибюле Дома художника. Но, пожалуй, наиболее интересны стенописи в техникуме молочной промышленности и в женском корпусе Первой областной психиатрической больницы.
Наиболее ранним произведениям этих художников свойствен был декоративизм: броские пятна контрастно сопрягались друг с другом, и цветовые «созвучия» получались несложные, но звонкие. Но сразу же наметилась особенность, присущая их искусству и по сей день, — умение любую красочную «конструкцию» превратить в живой, единый организм.
В более зрелых работах на смену декоративизму постепенно приходит развитая цветопластика: активнее используются сложные смешанные краски, более тонко нюансируется колористический строй стенописей. Пожалуй, особенно богата живописно-пластическими качествами стенопись корпуса психиатрической больницы. Лентой стелющиеся изображения не разрушают плоскость стены, но имеют глубину — не бесконечную, а узкую, ограниченную «изнутри». И уже потому — камерную, уютную. Стены уныло-типового интерьера словно раздвинулись, раскрылись в некое новое измерение, в фантасмагорическое пространство, полное душевного тепла и одухотворенного света.
Росписи в помещениях психиатрической больницы создавались не только Тимофеевыми — здесь немало потрудились многие калужские художники. Увы, увидеть эти работы очень непросто, но, судя по всему, в больничных корпусах Бушмановки сосредоточены ныне чуть ли не самые лучшие образцы современной калужской монументальной живописи. Тем более что судьбы других стенописей, порой более чем примечательных, чаще всего трагичны. Уничтожены роскошно-декоративные росписи ресторана «Ока». Только по фотографиям можно теперь судить о пост-авангардистском оформлении ресторана вокзала «Калуга-1». Почти ничего не осталось и от стенописи касс Аэрофлота (авторы — В. А. Арепьев и Г. К. Табаков). Принципиально рационалистические, сугубо фотореалистические, они в то же время были почти абсолютно сомасштабны самим интерьерам, придавали им качество динамичной, умно организованной среды.
Если Табаков и Мантулин прежде всего — арт-дизайнеры, оперирующие элементами и свойствами малой и большой архитектуры, то А. Н. Базанов и Л. Б. Базанова, создавая стенописи и мозаики, явно стремятся к максимальному обогащению образности; в монументальных работах решаются примерно те же задачи, что и в станковых. И решаются уверенно, без просчетов, без ошибок — ведь оба они являются настоящими профессионалами. Оба не столько «ищут», сколько сразу же «находят».
Разумеется, выстраивая монументальные образы, они учитывают конкретные архитектурные ситуации. Цветовой строй работ не есть лишь свойство самих изображений — он соотнесен, слит с внешними пространствами. В том числе и с окружающей, художественно оформленной в строения средой — городской, природной.
Вряд ли можно рассматривать современное монументальное искусство Калужского края как единый феномен — слишком разнородны создания местных художников-монументалистов. Зато очень часто это — полноценные образы, отнюдь не второразрядные, не «провинциальные»…