Общая информация
Тарусские вышивальщицы
В самом начале 1920-х годов в Тарусе поселились две уже совсем немолодые женщины — М. Ф. Якунчикова и ее приятельница Н. Я. Давыдова. Именно они стали инициаторами создания местной артели вышивальщиц. В непростом этом деле участвовали кроме них семейство знаменитого Поленова и местные учительницы — Л. А. Харитонова, В. Д. Молчанова, М. Н. Гумилевская.
В декабре 1924 года была произведена официальная регистрация артели, и сразу же ее изделия обрели немалую популярность. Уже в 1925 году вышивки Тарусской артели были отмечены золотой медалью и дипломом первой степени Международной Парижской выставки декоративного искусства.
Спустя еще два года достижения тарусских вышивальщиц были столь же высоко оценены на Международной выставке в Монц-Милане.Почти сразу ведущим художником артели стала М. Н. Гумилевская. Ее деятельность, чрезвычайно активная и разносторонняя, охватывает сразу несколько десятилетий. В наиболее характерных для нее композициях явно преобладают и главенствуют чисто геометрические элементы — но, несмотря на это, всем им присущи зрелищность и картинность: они, несомненно, рассчитаны на внимательное рассмотрение, на эстетическое прочтение. И выражается это не в наличии тематических и сюжетных моментов (они могут и отсутствовать), а в самом образном строе композиций. Детали несколько укрупнены, важнейшие элементы узоров акцентированы. Иногда заметна и некоторая «заостренность» рисунка вышивок. Работы Гумилевской — более нарядны, более эффектны, более индивидуальны, чем те образцы крестьянского искусства, на которые она ориентировалась.
Разумеется, среди вышивок Гумилевской — а количество их огромно — есть и не совсем удачные работы: слишком «многословные» и малосодержательные, измельченно-дробные и грубовато-упрощенные, но не это, конечно, важно — в лучших вещах художницы в полной мере проявились и ее талант, и ее ум, и ее многосложное видение мира. Не случайно же в 1958 году жюри Международной Брюссельской выставки присудило ей большую золотую медаль.
Впрочем, какой бы значительной ни была роль Гумилевской в формировании такого замечательного художественного феномена, как тарусская художественная вышивка, все же возрождался старинный промысел коллективно, артельно. Известно, что немалым авторитетом в кругу вышивальщиц пользовалась В. Д. Чекморева, подруга Гумилевской. В пору становления артели много и интересно работали молодые мастерицы Маруся Борначинская, Маруся Причепкина и Поля Коркина. А в послевоенное время сотрудниками лаборатории, где сосредотачивалась основная художественно-проектная деятельность, были А. А. Крестова и А. С. Гольнякова.
Развитие тарусской вышивки продолжается и поныне — прежде всего благодаря усилиям таких мастеров, как А. И. Демченко и Л. Н. Блохина. Созданные ими узоры очень декоративны, но при этом обычно проникнуты столь традиционными для местной вышивки лирическими интонациями. Выражается это и в мягкости колористического строя, и в частом использовании растительных мотивов. Есть и работы несколько иного склада — изысканные, утонченные, ажурные. Художницы нередко обращаются к технике белой строчки. Магтя — лишь этим старомодным словом можно определить то впечатление, которое возникает при взгляде на белые невесомо-воздушные узоры, возникающие на белом же поле ткани.
По сей день искусство тарусской вышивки — явление почвенное, сугубо местное. Создавались и создаются узоры чаще всего коренными тарусянами. Искусство тарусской вышивки можно смело именовать народным — оно неотрывно от местного быта, от определенной, пусть и постоянно изменяющейся, социальной среды.И это очень важно. Ведь культура является суммой не только воплотившихся сущностных сил человеческих созданий, но и постоянно возобновляемых, неопредмеченных явлений: навыков, правил, норм поведения. Укоренившись в жизни людей, став органической составной их судеб, явления культуры образуют живую традицию, без которой существование народного искусства просто немыслимо. Более или менее удачные подобия местных узоров могут создаваться где угодно и кем угодно — что порой и случается. Но подлинное искусство тарусской вышивки существует и будет существовать лишь там, где оно возникло.