Общая информация
Просто реализм
Казалось бы, ничего новаторского нет в живописи Е. П. Китайкина — такой безыскусно-правдивой, основательно построенной, иногда даже «по-мужицки» тяжеловесной. Но она уже тем значительна и интересна (а некогда была и нова), что по-настоящему, вполне реалистическая.В работах Китайкина нет недомолвок. Любая изобразительная фраза договаривается им до конца, у каждой изображенной им вещи — свое постоянное место на земле, у любого персонажа картин есть имя и адрес. В равной мере основательно воссоздает он бревенчатую стену — и отблеск солнца на щеке у девушки, фигуру крестьянки — и тот воздух, которым она дышит.
Он почти не типизирует изображение, не подчиняет его логике повествования — и, как ни странно, это оказывается великим достоинством его живописи. Изображенные им люди поселяются в его картинах, как в надежно срубленных деревенских избах, — основательно и навсегда.Образы — внушительно живописны, они на удивление хорошо, старательно сработаны. Здесь отсутствует какая-либо фальшь, «политическая» или «поэтическая». Отсутствуют и живописные изыски. Если искусство и впрямь «духовная пища», то у живописи Китайкина вкус добротного, основательно пропеченного хлеба.
Обаяние подлинности присуще и пейзажам С. М. Мурадова, преисполненным мудрой простоты. Красочные формы вылеплены широкими мужественными мазками, в движении которых нет ничего эффектного, артистически-небрежного. Написаны пейзажи в неспешном ритме — кисть вдумчиво вторит изгибам изобразительных объемов. Художник как бы приглашает зрителей вглядеться в бесконечное разнообразие форм и красок природы.
У этих образов скорее эпический, нежели поэтический склад. А все-таки сквозит в них легчайшая печаль, столь свойственная всегда этому доброму и несчастному человеку, который был обычно «чужой среди своих». У которого было сразу две родины, а может быть, не было ни одной…
Среди работ А. Г. Гагарина немало портретов и тематических картин, создававшихся чаще всего в полнейшем соответствии с принципами социалистического реализма. Однако более всего его прекрасные человеческие качества выразились в камерных вещах — зарисовках, небольших пейзажах, натюрмортах. Они написаны именно тем Гагариным, которого знала почти вся интеллигентная Калуга — великим знатоком всей окрестной природы, знаменитейшим грибником. Написаны вкусно, со смаком, с искреннейшими увлечением и удовольствием.
Истовым реалистом был и А. Н. Худяков. Он тоже тяготел к историко-революционным и батальным темам. [39] И опять же основное в наследии живописца (а умер он в сорок лет) — камерные работы. Главным образом — пейзажи, сугубо тональные, богатые нюансами и интонациями.
Насколько камерны были работы Н. Н. Яськова — тому свидетельство уже самые их названия: «Ручей», «Грибные места», «Натюрморт. Грибы»… Впрочем, сколь-нибудь полно охарактеризовать искусство этого художника очень трудно: приехал он в Калугу уже немолодым человеком, жил здесь анахоретом, почти не выставляя свои работы. Пожалуй, еще реже экспонировались произведения В. В. Попова, тоже художника реалистического толка.
Поскольку термин «реализм» был всегда любим властями, развитие истинно реалистического искусства не знало препон. Но оно заключало в себе правду: о настоящей, невымышленной и не отодвинутой в «светлое будущее» жизни. Оно приучало зрителя видеть и ценить подлинное.И отучало от приятия фальши и лжи — того товара, который так любят предлагать публике политики, идеологи, правители…