Общая информация

Повествовательная живопись

Не так уж просто отделить в живописи «поэзию» от «прозы». К тому же вряд ли можно отыскать художника-реалиста, который был бы только «лириком» или только «рассказчиком». Можно говорить лишь о наиболее устойчивых пристрастиях — к тому или иному «подвиду» изобразительного искусства.

Художественная деятельность В. А. Куликова изначально была довольно разнообразной: он пишет пейзажи, портреты, жанровые картины. А в молодые годы Куликов немало поучаствовал в «стенолазных» работах — и под руководством знаменитого своего отца, и самостоятельно расписывал храмы. И среди них — Патриарший Елоховский собор, Новочеркасский собор…Среди его станковых произведений наиболее выразительны, цельны и, конечно же, лиричны — темперные пейзажи: небо, скалы, Черное море… Мотивы — наибанальнейшие, природа — наикрасивейшая, а живопись — оригинальная, строгая, благородная. И, конечно, никаких красивостей. И ничего южно-экзотического.

Полагаю, это лучшие работы Куликова. Лучшие — но не главные. Куликов прежде всего — живописец-жанрист. Но его «жанры» — это не драматические сцены, в которых принимает участие некоторое количество персонажей. Художник предпочитает изображать события не внешние, более или менее театрализованные, а внутренние, сценой которым служит человеческая душа. Оттого-то в его жанровых полотнах так много значат и пейзажные фоны, и точные портретные характеристики. Эти работы можно назвать социально-психологическими новеллами.

Однако в Калуге гораздо большее распространение получили более развернутые художественные повествования — может быть, потому, что им немалую дань отдал В. П. Любимов, авторитетнейший живописец, последние годы своей долгой жизни почитавшийся патриархом местного изобразительного искусства. Более всего тяготел он к развернутым историческим повествованиям: кажется, первым среди отечественных художников создал обобщенный образ Циолковского, изобразил Ярошенко, демонстрирующего друзьям картину «Всюду жизнь», создал свою живописную «пушкиниану»…

Как и Куликов, он нередко придавал создаваемым им образам пейзажный характер: именно состоянием природы опосредовались и выражались духовные переживания и чувствования персонажей. Но еще более интересны и важны были для художника воссоздаваемые им отношения между людьми: дружеские и родственные узы.

Больше полувека длится художественная деятельность Л. Н. Казакевича — еще в военную пору он делал зарисовки на улицах Калуги, внимательнейше фиксируя «пометы», оставленные на них боями. Позднее, в мирное время, не только писал пейзажи, портреты, натюрморты, но и создал несколько сюжетных композиций (из них самую значительную — «Пионеры звездных дорог» — в соавторстве с Любимовым), даже попробовал свои силы в скульптуре. Особенно же многообразно стал он работать с восьмидесятых годов: увлекся написанием живописной «пушкинианы», изобразил жертв «раскулачивания» на фоне калужских Гостиных рядов, Циолковского и Чижевского… А в августовские дни 1991 года оказался — и, конечно, не случайно — в Москве, стал автором целой серии портретов участников «великого стояния» у стен «Белого дома».

Неспешно, несуетливо строит живописное повествование А. И. Соломатин — характеризуя персонажей и предметы, их окружающие, достаточно подробно (разумеется, учитывая при этом сюжетную и композиционную значимость). Изображенные люди мыслятся им прежде всего как существа социальные: политические деятели, мыслители, ученые, рабочие… И видим мы их в действии, в отношении к некоему общественному событию. Повествование в картинах Соломатина — «сложносочиненное»: наиболее важные элементы изображения обладают для него самостоятельной ценностью, они находятся в равноправных отношениях друг с другом. И такого рода повествовательность свойственна не только его картинам, но и пейзажам, подробно «обсказанным» (иногда они «дополняются» недостающими им в действительности деталями или отнюдь не присущим им архитектурным фоном — во всем этом, несомненно, сказывается пристрастие к логическому, последовательному рассказу).

Велико значение сюжета в многочисленных картинах А. И. Котельникова. Герои его полотен даются нередко на фоне больших исторических событий; при этом внимание зрителя акцентируется на их «социальных ролях», на причинах и источниках их действий. Это порой не столько образы конкретных людей, сколько «портреты» тех или иных социальных групп и классов.И все-таки мне думается, что наиболее весомое из созданного Котельниковым — это его темперная и гуашная пейзажная живопись: образы русского Севера — деревянные церкви, рыбацкие лодки, реки, море… Несомненно, что и эти работы — повествовательны, однако и самый рассказ — о величии совершенно замечательного края, об удивительном быте поморов — становится лаконичным и емким. И ведется он прежде всего средствами самой живописи, пластичной, выразительной и сюжетной.

У В. Д. Медведева нет, пожалуй, ни одной работы, хоть сколько-нибудь законченной, композиционной, которая не содержала бы в себе прямого или косвенного высказывания, не имела бы сюжетной завязки. Картины повествовательны, даже его пейзажи и натюрморты: соотношения элементов образности имеют высоко значимый характер, да и самое бытие природы и «мертвой натуры» обычно дается в связи с неким «событием» — приближением грозы, наступлением сумерек, рассветом… Впрочем, речь может идти и о вполне конкретном событии: например, о строительстве гребного канала. Как динамическое «зрелище» жизни души трактуются им портретные и жанровые образы. Самого себя художник изображает в минуты размышления о космосе: на фоне открывающегося за окном ночного неба. А молодая женщина предстает перед зрителем на трагическом переломе своей судьбы: подробная психологическая характеристика развивается в «монодраму», разыгрывающуюся прямо на наших глазах («Разобщенность»).

Пейзажные образы Н. Н. Кондратьева — это нередко небольшие живописные «новеллы» о жизни родного села (художник родом из Ульянова), о российской природе. При этом темп повествования, его ритм задаются самой живописью: размашистые движения кисти — разнообразны, а красочные массы и формы кажутся возникающими совершенно естественно, как бы без вмешательства художника. Эмоционально выразительный цвет словно бы углублен в изображение — он утопает в пасте краски, светится сквозь ее «толщи».

Живописные повествования о войне — страшные, жестокие, правдивые — созданы Е. Ф. Инюшкиным, участником Курской битвы. Но, конечно, изображал он и сцены мирной жизни — картины эти полны воздуха, тепла, солнца. Да это и естественно — ведь создавались они большей частью на просторах Средней Азии, где немало лет прожил Инюшкин.

Наискромнейшие, почти сугубо тональные пейзажи С. Н. Золотарева дышат покойной жизнью: домики — «спят», деревья — как бы колышутся, небо — светится… Живопись кажется очень простой, непосредственной, но это, конечно же, не совсем так: живописный строй организован изощренно, изысканно. Впрочем, вряд ли есть смысл доказывать, что Золотарев — живописец мастеровитый, строящий изобразительные формы толково, со знанием дела. На выставках не раз появлялись созданные им образы-стилизации — натюрморты в духе старых голландцев, «обманки» — наподобие тех, что создавались в XVIII веке Тепловым или Ульяновым. Работы на свой лад виртуозные, демонстрирующие высокий уровень владения живописным ремеслом. И большие возможности художника, реализованные пока лишь отчасти.

Изощренный интонационный строй — у живописных повествований Н. А. Карякиной. Он может заключать в себе и ностальгический лиризм, и сентиментальность, и иронию… В наибольшей мере все это выразилось в огромном полотне «Бабье лето» — наиболее значительной, а может быть, и программной работе этой художницы.

Многообразна живопись обнинца В. М. Трушкина: его работы то лиричны, то эпичны, то преисполнены социально-критического пафоса. И всегда это прежде всего — повествования. Сюжетное начало главенствует; качество живописи, темпераментной и динамичной, становится качеством повествования, живого, бодрого, эмоционального.

Явно превалирует сюжет над сугубо живописным началом и в произведениях другого обнинского художника — В. С. Денисова. Но его работы в большей мере тяготеют к философичности, они более умозрительны. Образы «монтируются» из разнородных, разновременных и всегда несущих в себе некие смыслы изобразительных элементов. И становятся поэтому в высшей степени многозначительными.

Столь же рациональны, «умственны» некоторые композиции Н. Н. Искры, А. Г. Романова, Д. В. Петрова и некоторых других художников Обнинска — города, искусство которого не может, видимо, не ориентироваться в той или иной мере на вкусы и пристрастия нынешней научно-технической интеллигенции.