Общая информация

Портретная живопись

Искусство портрета ныне явно выходит из моды. Если, конечно, не принимать во внимание те поделки, которые создаются многочисленными кичменами — от уличных живописцев до некоторых «народных художников СССР».

Все же есть надежда, что у нас, в Калуге, линия развития портретного искусства, растянувшаяся на два века, часто истончающаяся, оборвется не скоро.В послевоенную пору ведущим калужским портретистом, несомненно, был долгое время И. З. Пушкарев. Правда, немало занимался этот художник натюрмортной, пейзажной, жанровой живописью, но и в этих работах, часто очень выразительных, живописно целостных, образность обычно имеет «портретный» характер: «психология» яблока и цветка, строения и местности характеризуется цепко и метко. Собственно же портретные образы не сводятся обычно к одной лишь психологической характеристике, сколь бы дельной и умной она ни была. Пушкарев строит некое «портретное действие» — изображаемые им люди даны в духовном развитии, в динамике: в моменты размышления, переживания, созерцания… Порой портретный персонаж как бы изолируется от реально существующего мира, не вступает в непосредственный «диалог взглядов» со зрителем. Именно так строятся пушкаревские портреты художников и артистов: почти все они либо вовсе не смотрят «вовне», либо глядят как бы мимо зрителя — на идеальные объекты своих душевных устремлений.

«Портретное действие» разыгрывается чаще всего на бытовом, социальном фоне, благодаря чему и можно определить предмет и направленность духовной активности персонажа. Иногда же — впрочем, сравнительно редко — оно перерастает в развернутое картинное действие: актриса Бедлинская, например, изображена перед зеркалом, в момент работы над ролью.

Очевидно, что внимание зрителя акцентируется на социальных ролях изображаемых людей: актриса — и молодая повариха, художник — и заслуженный врач, офицер, фронтовик — и студент-кубинец… Но уже самая установка на изображение людей социально интересных и значимых приводит к тому, что создаваемые образы не умещаются в рамках социального «типа».

В каждом из запечатленных художником людей угадывается личность, никак не равная только своей общественной роли. Человек осмысляется как особая, лишь отчасти зависимая от окружающей его среды сила, как некая духовная «особь». Причины его действий, поступков сосредотачиваются в нем самом.

Зачастую портретная характеристика афористически точна: выявляются главные черты личности, ее «сущностные силы». Острая светотеневая моделировка не только позволяет художнику преодолеть ценностную однородность деталей, но и привносит в изображение повышенную эмоциональность. Но самая эта патетика не имела, пожалуй, никакого отношения к несколько казенной романтике социалистического реализма — выявлялась в человеке духовность, присущая ему самому и вряд ли производная от какой-либо идеологии.

Более подробные портретные характеристики выстраивает Е. П. Китайкин. Но он вовсе не перечисляет качества внешности человека и приметы внутренней жизни, а строит рассказ-размышление. О конкретном складе личности, о конкретной судьбе. И иногда такой рассказ становится истинно драматичным, почти трагическим. Пример тому — портрет старой крестьянки М. И. Ведулиной. Любой такого рода портрет — это живописная «монодрама».

Очень развито портретное действие в портретной живописи В. М. Собинкова. В его работах нередко очень значимыми оказываются жесты и позы портретируемых людей — ими строится «портретная ситуация» и ими же выражается отношение к ней. Сама такая ситуация очень конкретна, недолговременна: например, в портрете музыканта А. Хвалебнова — это концерт, чаще же — встречи художника и модели, их безгласная «беседа»… И воссоздается художником нечто очень текучее — человеческое, психологическое состояние.

В ряду работ Е. А. Чернявской особенно ценимы публикой созданные ею натюрморты, в которых «всегда чувствуется некое единство, исходящее от характера видения художницы — особенное пристальное внимание к предметам, любование их формой, цветом, материальной силой». [40]

Но в художественном отношении порой более значительны все же некоторые портретные образы — особенно в тех случаях, когда Чернявская избегает соблазна приукрасить и облагородить портретируемого человека.

Серьезные крупноформатные композиционные портреты создаются В. И. Арцимович и Н. Б. Юрьевой, А. И. Котельниковым и В. Д. Медведевым, Ю. А. Епишиным и С. М. Сизовым, другими калужскими живописцами. Однако возникают они эпизодически. И на выставках появляются довольно-таки редко. Но хорошо уже то, что — возникают, что — появляются…