Новости

Открылась выставка эмали

01.06.2011

В выставочном зале Областной картинной галереи "Образ" открылась выставка работ калужских художников, работающих в технике эмали: Николая Смирнова, Людмилы и Владимира Зайчиковых, Валентины Волковой, Самвела Саркисяна, Николая Пилипенко, Виктора Алексеева, Михаила и Алисы Мантулиных.

,

Калужские горячие эмали

История эмали коренится в глубочайшей древности. Эмальерное дело процветало еще в Вавилоне, Ассирии, Древнем Египте. Оно было в те времена разновидностью ювелирного искусства. Ведь любая эмаль ценилась тогда наравне с драгоценностями. В древнем Китае стекловидной эмалью покрывали посуду императоров и мандаринов. А в Персии она украшала еще и оружие.

И до самого последнего времени горячие эмали были в первую очередь сугубо декоративным искусством. Искусством – украшения. Однако уже во второй половине прошлого века горячая эмаль обрела новый склад, новые функции. Ныне ее используют при оформлении фасадов и интерьеров зданий, при отделке скульптурных композиций. А вместе с тем она обрела и статус станкового искусства.

Одновременно с этим начал формироваться общеевропейский круг художников-эмальеров – и главнейшими центрами станкового эмальерного искусства стали Лимож во Франции, Кечкемет в Венгрии, Сочи и Ярославль в России. И, похоже, уже в скором времени в этом ряду может оказаться и Калуга.

Во всяком случае, калужские эмальеры не только участвуют практически во всех сколько-нибудь значительных выставках и симпозиумах медальерного искусства, но и оказывают приметное влияние на общий ход его развития. А калужанка Людмила Зайчикова недавно стала обладателем Гран-при общеевропейского симпозиума в Кечкемете. И, право же, вполне заслуженно.

Ведь ее эмали не только остро скомпонованы, но вместе  с тем и удивительно музыкальны: цветовые звучания тонко оркестрованы, точно сгармонизированы. Всякая изобразительная деталь – прочувствована, а не только – продумана. Всякая работа прямо-таки лучится обаянием.

Мягкая цветовая пластика свойственна эмалям Валентины Волковой, одной из зачинательниц эмальерного дела в Калуге. Ее работы очень декоративны – то есть красивы. А вместе  с тем – благородны, крепко и основательно выстроены.

Искусство Николая Смирнова – как и он сам - немногословно. Средства выразительности используются художником скупо, предельно выверено. Оттого каждая деталь в его работах оказывается содержательно емкой. Эмали Смирнова сродни моностихам и афоризмам. Тут нет места эффектам, зато смыслы и чувства, заключаемые в образах, весомы, значительны.

Самвел Саркисян в первую очередь – мастер резьбы по слоновой кости. Он всегда тяготеет к детальной, ювелирной обработке изобразительных форм. Умная деликатность, изящество свойственны и строю его эмалей.

Прочная ремесленная основа и у работ Николая Пилипенко. И опять же умное и дельное ремесло оборачивается выразительным и содержательным искусством.

Виктор Алексеев – многоопытный живописец, но к эмальерному делу он приобщился сравнительно недавно. Тем не менее уж теперь он не только ищет, но и находит. Создает полновесные образы – по-настоящему живописные, преисполненные движения, чувственности, музыкальности.

А вот Михаил Мантулин – эмальер многоопытный, постоянно участвующий в представительных симпозиумах и выставках. И это притом, что эмали – лишь одна из сфер его деятельности, отнюдь не самая главная. Тем не менее эмали Мантулина всегда остро выразительны и увлекательно неожиданны. И всегда это – особого рода арт-объекты, образцы «нового концептуализма».

Конечно же, калужских эмальеров никак не назовешь единомышленниками. Каждый из них делает свое дело на собственный лад. Но это и хорошо. Развиваясь в самых разных направлениях, калужское эмальерное искусство уже обрело зрелость, но постоянно сохраняет динамизм, устремленность ко все более и более значительным целям.

Владимир Обухов